Тавасанг

Горный массив: Памиро-Алай
Горный район (хребет): Гиссарский хребет (участок западнее перевала Анзоб)
Отрог хребта: Северные отроги
Высота: 3450
Категория: н/к
Тип склонов: r/>
Экспозиция склонов:
Координаты: 39°07'50.73''N 67°55'11.73''E
Соединяет: р.Сарымат - р.Чапдара
Описание: к перевалу начинается вдоль реки Сарымат по её правому берегу, по которому проложена дорога до посёлка Хуморигунг. Перейдя по третьему мосту, считая от Хуморигунга , на левый берег реки, тропа резко поднимается вверх на отроги. Тропа хорошая, подъём крутой. Бустро набрав высоту около 3000 метров, тропа траверсирует склоны 3-х отрогов и выводит на зелёный склон - пастбище. С правой стороны огромные валуны,скалы с пещерами, ручей. В центре склона - небольшая горизонтальная площадка с камнями. Можно ставить палатки. Выше площадки в 150 метрах - жилища таджиков. В направлении на юг на соседнем склоне можно найти дрова. С площадки открывается панорами противоположного склона - правого берега реки Сарымат : вершина Гирдиш 4589м, перевал Мунора IА 3590м.
Подъём к перевалу дальше идёт по набитой тропе вдоль ручья. Слева склон - пастбище, справа - каменистый склон с крупными камнями необычной формы. Седловина широкая, поросшая травой, С перевала несколько троп. Лучше идти по левой,- траверсирующей склоны 3-х отрогов и спускаищейся к озеру Хазорчашма - 1000 родников - седьмому озеру системы Маргузорских озёр. С тропы хорошо видно озеро Маргузор (6-е озеро системы), потом его закрывает отрог, вдоль которого с южной стороны идет спуск к завалу, разделяющему эти два огромных озера. Лучше сделать привал на Западном берегу Хазорчашмы : тишина, дрова, прекрасный вид на озеро.
Спуск к озеру займёт около 2-х часов. Общее время прохождения около 5 часов от реки Сарымат.
Ближайшие перевалы: Аксу Восточный (Аксу-Пиргаза) (3800, 1Б)