Матча-1

Горный район (хребет): Матчинский горный узел
Отрог хребта: Туркестанский хребет
Высота: 4000
Категория: 2А (зимой: 2А*)
Тип склонов: нежно-ледовый
Экспозиция склонов:
Координаты:
Соединяет: лед.Матча (р.Ак-Терек) - верховья лед.Зеравшанс-кий
Описание: ны Матча по тропе, которая идет по правому (орог.) берегу реки до мостика, через него на другую сторону. Подъем до летовок пастухов. На противоположной стороне ущелья конечная морена ледника Игла. В этом месте есть мост на правый берег Ак-Терека. По правому берегу, подниматься по тропе вверх до высокой левобережной морены ледника Матча. По гребню морены до ее конца обойти самую разорванную правую часть ледника. В конце морены есть хороший сход на лед, ледник спокойный, небольшие трещины легко обходятся или перепрыгиваются. В верхней части ледника трещин нет. Поднявшись в верхний ледовый цирк можно хорошо видеть перевал Матча-1, представляющий собой сложно-ледовый склон. В левой части склона есть ледопад, прямо по центру и справа два скальных выхода. Между ними внизу бергшрунд. Подъем на перевал в основном идет правее ледопадного участка, по простым скалам, крутизной 40°. Поднявшись до середины склона, перейти через желоб на правуй половину скального выступа. Скальный выход пологий (30-35°). После скал выйти на снежный склон (45°) и по нему подняться к скальному выходу, который расположен в верхней части склона. Дальше траверсируя склон вверх-вправо, оставлять внизу крутой ледовый склон, выйти на широкую и снежную седловину перевала. Тур расположен справа по ходу в камнях.
Спуск с перевала по некрутому (до 20°), снежному склону, к осыпи, и затем снова по снегу до выхода на Зеравшаиский ледник. Поверхность ледника в месте выхода ровная, имеющиеся небольшие трещины легко обходятся. На боковых моренах возможно поставить лагерь.