Калининградский

Тип склонов: сыпной
Экспозиция склонов:
Координаты:
Соединяет: р.Джиптык - лед.Бирксу (р.Кшемыш)
Описание: дъёма на него в 1км. от домика бывшей ГМС Джиптык, выше по ущелью реки Джиптык.На перевальную седловину ведёт круто до 40' поднимающаяся лощина. В верху она заканчивается висячим ледником, который сползает о северных склонов вершины 4540м. Край ледника,примыкающий к скалам на другом склоне лощины, покрыт снегом, трещин нет. Подъём начинается от небольшого ручья, сбегающего по лошина от висячего ледника, среди огромных гранитных глыб и густого для высоты 3200м. арчевого леса. К перевалу подниматься вдоль ручья, временами забирая вправо (по ходу) для обхода гранитных глыб. По пути много козьих троп. Арчевый лес быстро заканчивается, а ручей продолжает течь, часто исчезая под огромными камнями. Вверху, в каменистом русле лощины, нетрудно найти площадки для ночлега.Подъём сюда занимает около 6 часов. Ледник в лощине не имеет концевой морены, он наступает. Его нижняя часть и лощина простреливаются камнями характерно красного цвета. Летят они справа (по ходу) со склонов вершины 4540м Средняя часть ледника и его заснеженный правый берег, примыкающий к скалам, камнеопасен. Скалы сильно разрушены и завалены обломками скальной породы,которые на склоне держатся слабо. Подниматься на первал по снежно-ледовому участку, частично по снегу с выходом вправо почти на середину ледника, на открытый лед,- крутизна до 40°, после чего возвращаться на снег, где ледник выполаживается и выводит на перевал. Подьём к перевалу от конца ледника занимает около 2 часов. Перевал представляет собой небольшое снежное поле. Справа-близко вершина 4540м, слева- осыпной гребень со скаль- иными выходами, где и сложен тур.
Спуск с перевала в сторону ледника Бирксу начинаются почти отвесной стеной около 5м, покрытой снегом,затем около снежника склон выполаживаетоя до 30°. Снег здесь всегда твердый (теневая сторона), в виде слежавшегося фирна. Крутой участок спуска можно обойти слева. Снежник сменяется осыпью.Справа, ближе к вершине 4540м, осыпь красная,слева-серая.На красную осыпь падают камни со склонов вершины. При спуске лучше уходить влево на серую осыпь. Дальнейший путь, на ледник Бирксу, хотя и трудоёмок, но технически не сложный. По осыпям и моренным холмам, обойдя слева моренные валы правой вливающейся ветви ледника, выходить на основное тело - трещин нет. Затем переходить на правобережную морену. Далее по тропе вниз к кошу, к зелёным стоянкам пастухов.