Тамынген-Рама

Горный район (хребет): Матчинский горный узел
Отрог хребта: Туркестанский хребет
Высота: 4500
Категория: 2Б (зимой: 2Б*)
Тип склонов: нежно-ледовый
Экспозиция склонов:
Координаты:
Соединяет: лед. Тамынген (р.Тамын-ген) - лед.Раздарг (лед.Рама, р.Матча)
Описание: ных лужаек у большой стоянки ГМС заброшенная тропа тянется вверх по левому склону ущелья среди низких кустарников. Пройдя 1,5 км от ГМС, тропа наискось спускается к реке и раздваивается. Одна пойдёт через мост, другая по крутому левому склону выбегает на зелёную террасу, по которой можно идти до ледника без всяких затруднений. От зелёной террасы в сторону ледника уходит левобережная морена. По ней поднимается в обход нижнего карста ледника, имеющего в поперечнике 400 м, высоту 50 м. при крутизне ледовой стены 70'
Ледовые трешины можно обойти поднявшись на осыпной склон и, мимо скользких выходов выйти на правобережную морену. С него Открываются широкие виды на окружающие снежные склоны Туркестанского хребта и ледник Тамынген. От холма пересекает наискось ледник в направлении значительного понижения в гребне Туркестанского хребта. На середине ледника трещин нет, однако они в изобилии появляются у левого края. Под перевалом на леднике организация ночлега. При подъёме на седловину перевала преодолеваем около 250м средних скал, местами покрыты натечным льдом. Без снега скалы покрыты осыпным материалом. На верху могут нависать снеговые карнизы.
В начале полного спуска внизу видна первая ступень ледопода ледника Раздорг, справа - одноимённый перевал. По леднику спускаться прямо вниз на ледопод, а дальше немного правее его середины - к подножью ледника. Первые 2 км идти по толстому снежнику наклон 20' Затем крутизна несколько увеличивается, появляются трещины, которые здесь легко обходятся. Сразу после ледппода по центру ледника тянется ровная, как шоссе, моренная полоска. Затем их становится двое: одна идёт слева, с ледника Рама, сливаясь с мореной ледника Раздарг, другая - справа от ледника Преображенского. Обе почти параллельно спускаются на юг. Внизу ущелье Раин сжимается, моренные гряды сливаются в единый поток, совершенно засыпавший ледник. На каменных подушках морен можно выровнять площадки для палаток и организовать ночлег. Впереди на склонах просматриваются зелёные поляны.