Кривой

Горный район (хребет): Матчинский горный узел
Отрог хребта: Алайский хребет
Высота: 4750
Категория: 3А* (зимой: 3Б)
Тип склонов: ально-ледовый
Экспозиция склонов:
Координаты:
Соединяет: лед.Кривой (р. С.Тутек) - лед.Дарапиоз (р.Дарапиоз, р.Ярхич)
Описание: а ночевок, расположенных на панцерной морене ледника Дарапиоз, в месте слияния его с ледником Сай-Ледниковый перейти через ледник Дарапиоз. Поверхность ледника неровная засыпана обломочным материалом. Выйти к склону левее 200 м от впадения ручья, стекающего из-под перевала Кривой в ледник Дарапиоз.
Подъем по травянистым и осыпным склонам вдоль ручья (слева по ходу), крутизна склонов 40-50°. Выход на скальную полку, по которой вверх вправо, через ручей к подножью правой боковой морены карового ледника под перевалом Кривой. Подъем вдоль морены до удобного места выхода на нее. Далее по гребню морены до выхода на ледник. Есть места для штурмового лагеря. Рядом расположено ледниковое озеро. Хорошо просматривается верхняя часть перевала. С запада верхняя часть перевала Кривой представляет собой три слабовыраженные контрфорса, отходящие от гребня Алайского хребта, разделенные друг с другом глубокими кулуарами с ручьями и снежными пятнами. По кулуарам постоянно идут камни. Самая низкая - перевальная точка гребня расположена против центрального контрфорса. Верхняя часть (треть) перевального склона (снежник и осыпь) наиболее пологая, крутизна 45°. Нижняя часть контрфорса обрывается к каровому леднику скальными стенами крутизной 55-60°. Скалы сильно разрушены и камнепадоопасны. Структура поверхности рыхлая, скалы рассыпаются под ударами молотка. Подъем на перевал по центральному контрфорсу. Путь самый короткий, средняя часть скального участка самая пологая (45-50°) и выше центрального контрфорса путь к перевалу менее опасен. От штурмового лагеря перейдя ледник и бергшрунд, выйти к к подножью центрального контрфорса. От основания стены подняться на 30 м в лоб по скалам средней сложности (50°) и далее траверс влево до осыпной наклонной полки (крючьевая страховка). По осыпной полке (30°) влево-вверх 40-50 м. Далее по простым скалам (50°) вверх 10 м до наклонной полки, идущей вправо вверх 15 м. После полки необходимо преодолеть 6-ти метровую стенку (70-80°) по скалам выше средней сложности (крючьевая страховка). Стенка выводит в узкий желоб, сложенный наклонными плитами (40°). Желоб заканчивается 4-5-метровым камином (80°) с пробкой (крючьевая страховка). Дальше 8 м вверх по скалам средней сложности (55°) и далее 10 м вправо к желобу с пятнами. снежников. Есть большая площадка, можно установить лагерь. От нее по осыпной полке вправо-вверх, пересекая желоб, выход на левый (орографически) борт желоба, и далее 60 м вверх по левому борту желоба, оставляя слева снежные пятна по простым, а затем средней сложности скалам (40-45°). Выше, пересекая снежник влево-вверх, вышли к верхней части верхнего снежника (у скал под снегом натечный лед, рубка ступеней) и 3 метра вверх по скалам средней сложности до наклонной осыпной полки, уходящей влево-вверх на 30 м. За полкой 50-ти метровый подъем вверх к 10-метровому внутреннему углу крутизной 60°, затем еще 15 метров подъема и выход вправо на левый (орографический) склон контрфорса.
По левому склону контрфорса 240 метров по сложным и средней сложности скалам с выходом на гребень контрфорса. Пройдя по гребню около 100 м спуститься на левый орографический склон контрфорса и обходить часто встречающиеся жандармы по осыпным склонам и желобам. В некоторых местах переходить на правый (орограф.) склон контрфорса. Пройти 140 м с непрерывной крпчьевой страховкой и выйти к верхней части центрального контрфорса. Здесь он поворачивает налево по ходу, становится слабо выраженным. К нему вплотную подходит снежник треугольной формы крутизной 35-400. Поднявшись по снежному серпантину выход на осыпной склон со слабо выраженным желобам. Несколько сот метров крутой мелкой осыпи. Перевальная кромка представляет собой широкий разрушенный гребень, на котором можно поставить лагерь. Спуск с перевала представляет собой 120-метровый снежноледовый склон С45-500). рассеченный внизу широким бергшрундом до 5-6 м. Проход через бергшрунд справа по ходу. Ниже бергшрунда цирк (15-20°), питающий ледник Кривой. Из цирка есть два выхода: влево, через зажатый в каньоне с отвесными скаламиледник уходит влево в каньон мощным ледопадом. Каньон постоянно простреливается камнями и обломками льда. Вариант спуска с перевала в ущелье Тутек через короткий восточный отрог Алайского хребта, который справа обрамляет цирк ледника Кривого с выходом на ледник Клюева. В отроге четко выделяются два понижения, разделенных небольшим возвышением, выводящим на ледник Клюева. В отроге четко выделяются два понижения, разделенных небольшим возвышением, выводящим на ледник Клюева. Выход на седловины данных понижений, надо подняться по снежному склону 45° и пройти бергшрунды через мосты.
Спуск с западной седловины (I), расположенной ближе к Алайскому хребту, начинается скальным участком 150 м, 45-50°, ниже осыпные склоны и выход на снег верховья южной ветви ледника Клюева. Снежник крутизной 40-45° сменяется открытым льдом южной ветви ледника. На леднике имеются две ступени ледопада, дальше выход на боковую морену Клюева. Спуск со второй седловины (2) намного проще: по крутым скалам (45-50°) - 100 м, местами покрытых осыпью. Ниже снежник (35-40°) постепенно выполаживающийся до 20-25° и еще ниже мелкая сцементированная осыпь, выводящая в карман между левой береговой мореной ледника Клюева и склоном отрога. По карману до конца морены, где она сходится со склоном контрфорса. Здесь спуск спортивным способом 20 м, далее пересечь ледник Клюева и выйти на его правую боковую морену и по ней спуститься в ущелье Тутек. В месте слияния рек Северный Тутек с лед.Клюева есть большая поляна, которая имеет название Кок-Майной. На поляне есть охотничья хижина и летовки пастухов. , изгибающийся вправо висячий ледник Кривой, и вправо, через короткий восточный отрог Алайского хребта. Начиная от нунатака, расположенного прямо против перевала